Top.Mail.Ru
ТЕХНИКА КАТАНИЯ В ЛЕСУ | JUMBOCREW.RU | ШКОЛА СНОУБОРДИНГА И КАЙТА

ТЕХНИКА КАТАНИЯ В ЛЕСУ

ТЕХНИКА КАТАНИЯ В ЛЕСУ

Фрирайд — это катание за пределами подготовленных трасс на горнолыжных курортах. Когда мы говорим о фрирайде, то мы имеем в виду свободное катание там, где нет рядом подъемников, а снег на склонах находится в своем естественном состоянии. При таком внетрассовом катании (фрирайд) мы сталкиваемся со множеством опасностей: камни, трещины, лавины, разный рельеф, глубокий снег, кусты и леса. 

Сегодня хотим поговорить именно про катание в лесах. Почему многие сноубордисты, да и мы тоже, любят кататься именно в лесу:

  • мягкий снег, деревья защищают от солнца и ветра
  • можно кататься в плохую погоду
  • постоянная динамика
  • проезды по лесной зоне получаются насыщенными и фановыми за счет обилия разнообразного микрорельефа и красивых пейзажей.

Но катание на сноуборде в лесу не так безопасно и просто, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем отправиться кататься в лес необходимо разобраться,  что вас может там поджидать и как правильно действовать.

 Начнем с того, что в лесу есть ряд опасностей:

  • сложность в ориентировании во время передвижения по густому лесу и отсутствие внешних ориентиров для следования выбранной траектории  
  • лавины (да-да, там они тоже есть)
  • возможность получения травм о деревья, пни и камни, что находятся под снегом (пни, коряги, кусты камни ) 
  • курумники (россыпь больших комней) 
  • речки 
  • слишком глубокий снег 
  • снежные колодцы (образуются вокруг стволов крупных хвойных деревьев и под речками) 
  • заснеженные расщелины между больших камней 
  • сбросы 
  • малоснежные сезоны

Т.е. заезжая в лес вы должны быть максимально подготовлены к самым разным неожиданностям. В идеале, заранее изучить траекторию движения в таком лесу и ознакомиться с особенностями рельефа на этой территории. Катаясь по лесу без подготовки и определенных знаний, у райдеров возникает страх, и начинают появлятся ошибки в технике катания, в выборе траектории движения и тд. Давайте посмотрим, какие они ошибки допускают:

  • неправильно подобранное оборудование
  • самостоятельное обучение
  • отсутствие техники катания
  • отсутствие физической подготовки
  • незнание регионов, склонов
  • незнание лавинной обстановки и лавинной грамотности
  • катание в одиночку
  • катание в группе разного уровня
  • катание по чужим следам

Чем так сложен лес? В первую очередь — это ограниченное количество места для совершения маневра. Есть леса довольно редкие, где деревья стоят вдали друг от друга, есть такие, где совсем нет времени на раздумье. Чтобы вы могли проезжать такие леса без проблем, вам нужно заранее к этому подготовиться и “прокачать” технику катания. На что же сделать акцент и какие основные двигательные навыки нужно применить, чтобы научиться двигаться в условиях нехватки места:

  • повороты с разгрузками и в средней позиции
  • проворачивание снаряда с целью получения контролируемой дуги малого радиуса с проскальзыванием
  • ранний контроль за загрузкой снаряда для большего контроля и отсутствия разгона во время ведения дуги
  • ритмичность и симметрия во время совершения поворотов, которая обеспечивает легкость входа в поворот
  • скорректировать стойку и убрать вход в поворот с ротацией корпуса 
  • ездить короткими дугами
  • плоское ведение
  • катание в свиче
  • катание по разбитым склонам, буграм, кочкам
  • делать прямой прыжок или олли
  • быстро и контролируемо ездить по пухлому снегу

Наконец мы дошли до самого главного. Разберем основные правила катания в лесу:

  • катаемся группой или с напарником
  • следим за группой, делаем остановки в безопасных местах
  • изучаем заранее маршрут, места остановок и сборов
  • рассчитываем свои силы и навыки (не катаемся уставшими)
  • планируем время (не спускаемся ночью)
  • наличие маски или защитных очков (защита глаз)
  • не хвататься за стволы деревьев и их ветки
  • знание номеров спасателей
  • одеваем защиту 
  • закрываем все карманы , ничего не должно висеть, привязываем экшен камеру
  • сбрасываем скорость при заезде в лес
  • коммуницируем с группой ( рация или поднимаем руку если опасность)
  • двигаемся по просекам
  • не лезем на перегибы (где не просматриваемый участок)
  • не катаемся сильно вблизи деревьев и столбов, так как можно провалиться в снежный колодец
  • не влезаем в очень густой лес (где нет возможности двигаться)
  • умеем пользоваться лавинным оборудованием и оказывать первую помощь
  • учитываем плоские участки, тк там можно закопаться

Тактика при катании по лесу:

  • выбирайте маршрут заранее (карты , earth-google,  fatmap, гайдбуки, общение с местными гидами)
  • смотрим на несколько ходов вперед и вниз вдоль планируемого
    маршрута (а не на столб впереди стоящий перед собой)
  • заранее оцениваем ситуацию и возможность оперативно выбрать другой
    маршрут для маневра (иметь запасной план)
  • проезд впритык к стволу дерева или камню – это неверная траектория

Нет катания без падения! Если вы не падаете, значит вы не развиваетесь. Но ваше падение должно быть максимально безопасным и подготовленным. Рассказываем, как правильно падать в лесу (да и не только):

  • тормозите падением, но постарайтесь упасть так, чтобы удар был скользящим. Ни в коем случае не пытайтесь «ловить» дерево руками, наоборот, отталкивайтесь от него вбок. Если вы контролируете падение, то пусть удар сначала придется в сноуборд. Постарайтесь упасть так, чтобы ваше тело и сноуборд оказались с одной стороны дерева, – это значительно снижает возможный травматизм.
  • если на скорости вас несет в кусты или подлесок, особенно хвойный, можно попытаться через него проехать. Закройте лицо руками, стойка низкая. Скорее всего вам придется бороться с «клевком» вперед от резкого торможения, когда ветки будут вас цеплять за нос доски.
  • группируйтесь

Отлично, мы аккуратно упали без травм и серьезных ушибов. Команда ребят ждет вас и держит в поле зрения. Но как же встать в этом пухлом, глубоком снегу?

Есть два варианта развития событий: вы катаетесь с рюкзаком или без. 

Если с рюкзаком: 

  • снимаем рюкзак и кладем его под себя в удобное место 
  • утрамбовываем снег под собой. Упираясь руками на рюкзак пытаемся встать любым удобным способом (либо лицом, либо спиной к склону)
  • в положении стоя пытаемся вытащить сноуборд из под снега, чтобы нос торчал. Не забываем забрать с собой рюкзак (пытаемся вытащить сноуборд из под снега без рюкзака)

Если вы катаетесь без рюкзака (Вопрос: почему вы во фрирайде катаетесь без лавинного рюкзака?)

  • осмотритесь вокруг, используйте для подъема прочные ветки и стволы деревьев 
  • утрамбуйте снег руками вокруг себя , от плотного снега поднимитесь наверх 
  • если ситуация позволяет отстегнуть сноуборд, утрамбуйте снег доской 

Если при катании вы не правильно выбрали траекторию движения и все же попали в снежный колодец у елки или другого дерева, то выполняйте следующие действия:

  • не паникуйте
  • задержите дыхание и постарайтесь защитить рот и нос от попадания снега
  • попробуйте отгрести снег от лица и создать себе пространство для дыхания 
  • после этого отстегивайте лыжи или сноуборд и выбирайтесь из расщелины, хватаясь за ветки или ствол дерева

Мы уже говорили, что фрирайд — это история не про катание в одиночку. Во фрирайд лучше идти кататься группой! А как же кататься группой?

  • катание в организованной группе, которая внимательно наблюдает за каждым участником, и готова быстро оказать ему помощь
  • обычная практика организации группы – лидер стартует по центру, потом по очереди с оговоренным интервалом стартуют участники слева и
    справа от следа лидера. Если вы стартовали справа от лидера, то логично ехать так, чтобы в левых поворотах видеть или пересекать след
    предыдущего участника
  • коммуникация (рация, крики, жесты)
  • едем от просматриваемого участка к просматриваемого
  • всегда есть ведущий и замыкающий
  • сбрасываем заранее скорость перед группой, не тормозим резко
  • стараемся ехать своей линией
  • не пересекаем след лидера, если он отмаркировал зону катания
  • не останавливаемся ниже лидера
  • катаемся подготовленной группой
  • спуск по уровню группы
  • до фрирайдного спуска научится кататься на трассе организованно
  • отработать на практике :каждый участник выбирает себе по лесной зоне для того, чтобы спланировать маршрут и провести по нему группу

Видимость и ориентирование

  • каждый участник группы должен хотя бы в общих чертах представлять себе регион катания, примерные маршруты на подъем и на спуск
  • учимся ориентироваться (представляем гору в 3D),изучаем современные средства навигации в мобильных приложений и не забываем про компас
  • перед спуском гид или лидер должен обозначить общее направление движения, например, «отсюда вниз и на выполаживании уходим левее»
  • договориться о дистанции между участниками и о точках сбора/отдыха
  • если вы долго не видели ничьих следов, то надо сделать медленный пологий траверс в сторону их ожидаемого местоположения.Если во время
    такого траверса следы не находятся, то следует оставаться на месте и пытаться выйти на связь с группой. Двигаться в одиночку по незнакомому
    рельефу – это одна из самых опасных идей
  • что делать, если кто-то потерялся? Во-первых, попытаться связаться, голосом, по рации, по телефону в конце концов. Если не
    помогает, вспоминаем, кто и где его видел крайний раз, и поднимаемся к этой точке. Идея сначала съехать донизу и начинать поиски оттуда – плохая, если с человеком что-то случилось, то помощь может прийти слишком поздно. Далее едем по следам и ищем. В сложных ситуациях организуем поиск с помощью лавинных датчиков

Итак, следуя всем правилам и используя данные рекомендации вы обеспечите безопасность себе и всей группе! Катание станет максимально продуктивным и в удовольствие, а ваш уровень и знания будут постоянно расти, позволяя раскрывать для себя новые районы!

Но если ты по-прежнему сомневаешься в своих знаниях, но желание покататься в лесу не пропадает — мы приглашаем тебя в нашу школу по базовому фрирайду или по совершенствованию техники катания. На этих курсах мы не только расскажем о том, кататься в лесу, но и на практике разберем технику катания и правила поведения в разных условиях и на разных рельефах. Актуальное расписание можно посмотреть по ссылке:

Актуальное расписание>>

Оставить комментарий